Известия онлайн,
3 декабря 2021 г.
«Пилоты» ОМС: в российских регионах могут заняться достройкой страховой медицины
400 просмотров
Министерство финансов России призвало систематизировать обязательное и добровольное медицинское страхование. По словам замдиректора департамента финансовой политики ведомства Романа Точилина, ОМС не должно превращаться в «исключительно административно-распределительную систему». Минфин планирует поддерживать участие страховых медицинских организаций в этом сегменте рынка и усилить страховую составляющую. Новые принципы возможно опробуют на нескольких пилотных проектах в регионах. Эксперты полагают, что это позволит решить проблему оплаты сверхнормативной медицинской помощи, которая стала особенно острой с начала пандемии, а также повысить удовлетворенность пациентов качеством медпомощи. Подробнее — в материале «Известий».
Недостатки системы
Поэтапный переход к полноценной страховой модели ОМС может обуславливаться мнением общества. В июле 2021-го президент России Владимир Путин обратил внимание, что в стране «пока не наблюдается повышения уровня удовлетворенности граждан системой здравоохранения». Это показывают не только опросы ФСО, на которые ссылался глава государства, но и общедоступные исследования. Он призвал учитывать критерий удовлетворенности при оценке качества медицинских услуг.
По опросу Всероссийского союза пациентов совместно с центром «Социальная механика», осенью 2021 года самыми частыми проблемами для пациентов стали отказы в медпомощи и недоступность инструментальных исследований или направлений на их проведение. Об этом сообщили более 70% опрошенных.
— В настоящий момент снижение доступности медицинской помощи наблюдается по всем нозологиям, кроме ковид-19, — уточняет замдиректора Центра гуманитарных технологий и исследований «Социальная механика» Татьяна Фомина. — Граждане всё чаще получают отказы в госпитализации как федеральные клиники, так и в городские региональные больницы. Гражданам отказывают в выдаче направлений на диагностические исследования. Увеличились сроки ожидания лабораторных исследований.
По ее словам, ни с одной из перечисленных в исследовании проблем не сталкивались только 2,5% респондентов.
Неэффективное финансирование
Проблема качества медицинской помощи усугубляются растущими сбоями в области финансирования ОМС. С началом пандемии проблема оплаты сверхобъемов приобрела угрожающие размеры, в результате чего многие клиники вынуждены были судиться с фондами ОМС и страховыми компаниями.
Как сообщалось в СМИ, в прошлом году медицинские учреждения не смогли отсудить 110 млн рублей сверхобъемов. Кроме того, ФФОМС оказался не способен в полной мере контролировать сроки, качество и условия предоставления медпомощи федеральными клиниками — он просто не справляется с функциями, которые ранее были у страховых компаний. Фонд получил их в ходе реформирования системы ОМС в 2020 году. Многие медицинские организации, перешедшие на финансирование напрямую из ФФОМС, столкнулись с перевыполнением объемов медпомощи и трудностями ее оплаты.
По оценке Счетной палаты, правила работы комиссий по распределению объемов медицинской помощи между медицинскими организациями недостаточно конкретны. Для многих заболеваний, входящих в ОМС, до сих пор не разработаны стандарты медпомощи, которые учитываются при расчете тарифа.
При этом «недостаток страховых институтов в российской системе ОМС замещается практиками административного управления движением финансовых средств, для которых характерны индивидуальные для каждого случая неформализуемые правила распределения финансовых средств и контроля за их использованием». Это приводит ко множеству проблем, говорится в докладе Счетной палаты.
Неэффективность освоения бюджетных средств в отрасли и низкое качество госуправления здравоохранением на всех уровнях (от медучреждений до региональных министерств) отмечали эксперты, опрошенные Центром социального проектирования «Платформа».
По их мнению, ОМС нуждается в дальнейшем развитии страховых принципов. В основе его архитектуры, считают специалисты, должна быть система сдержек и противовесов, а также взаимный контроль участвующих сторон.
Сами страховщики называют нынешнюю модель смешанной, «в рамках которой одновременно действуют как формальные институты ОМС, так и механизмы государственно-распределительной системы». Достройка ОМС до полноценного страхового статуса планировалась еще в 2015 году. Но с тех пор процесс все время откладывается, и предпринимаются попытки административно-распределительными способами повлиять на ситуацию в здравоохранении.
Рисковая модель
Речь идет о поэтапном введении рисковой модели, основанной на классических страховых принципах. В такой модели страховщики берут на себя часть рисков выхода оказанной медпомощи за рамки бюджета. Они оставляют на своих счетах часть средств из фондов ОМС в виде резервов и несут страховые риски вместе с государством. То есть деньги следуют за пациентом, а заработок врача зависит от эффективности лечения — ее контролирует независимый эксперт. Страховщики выступают не просто консультантами и защитниками прав пациента, как сейчас, а становятся заказчиками и информированными плательщиками медуслуг для застрахованных.
В рисковой модели на оплату медпомощи, оказанной сверх установленных нормативов, идут резервы страховых компаний. Как отмечал ранее руководитель рабочей группы по развитию ОМС во Всероссийском союзе страховщиков Александр Трошин, «государственные гарантии в здравоохранении безлимитны, а бюджет конечен». А в рамках рисковой модели страховщики могут управлять соотношением цена-качество медицинской помощи, влияя на тарифы и направление пациентов в лучшие медорганизации. По сути, такая модель — единственный способ улучшить качество услуг и отношение к пациенту при том же финансировании.
В 2020 году эксперты Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава России в докладе о влиянии эпидемии COVID-19 на здравоохранение отмечали необходимость вернуть страховым медицинским организациям функции страховщика. По мнению экспертов, на сегодняшний день «единственной стороной, которая реально несет риски в системе ОМС являются медицинские организации, что прямо противоречит самим принципам страхования».
В пользу рисковой модели выступали эксперты из Центра политики в сфере здравоохранения НИУ ВШЭ, которые также изложили план ее поэтапного внедрения в рамках пилотного проекта в 2–3 регионах страны.
— В нашей модели финансирования все риски переносятся на медицинскую организацию, она оказывает помощь: что ей заплатили, то и заплатили. Но если денег не хватает, медицинская организация переносит эти риски на пациентов: извините, деньги закончились, бесплатно оказать помощь уже не можем, но, если хотите, можем за деньги. Рисковая модель создает очень мощный стимул к более эффективному использованию ресурсов, — поясняет руководитель исследовательской группы НИУ ВШЭ, доктор экономических наук Сергей Шишкин.
Эксперты полагают, что результатом перехода к рисковой модели ОМС станет не только более эффективное расходование средств, но и улучшение качества медицинской помощи, поскольку это вернет реальную конкуренцию за пациента. Для граждан услуги останутся бесплатными.
Но переход к рисковой модели требует значительной перестройки существующей сегодня системы межведомственного взаимодействия, в частности по вопросу доступа страховых компаний в информационную систему ОМС. Поэтому, переход не может быть одномоментным, считают во Всероссийском союзе страховщиков.
— В этом вопросе должно быть достигнуто согласие и взаимопонимание всех участников системы: и государственных ведомств, и медицинских организаций, и пациентского сообщества. Поэтому мы выступаем за первоначальную отработку рисковой модели в рамках пилотных проектов в отдельных регионах с последующим масштабированием системы на всю страну, — заключает вице-президент ВСС Дмитрий Кузнецов.
Олеся ТЕРНОПОЛЬСКАЯ
Вся пресса за 3 декабря 2021 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регионы, Регулирование, Обязательное медицинское страхование, Добровольное медицинское страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
5 марта 2025 г.

|
|
Деловой Казахстан, 5 марта 2025 г.
Казахстанцы стали больше страховаться от несчастных случаев

|
|
БК55, Омск, 5 марта 2025 г.
Омские аграрии получили почти 80 млн рублей страховки

|
|
Тренд, Баку, 5 марта 2025 г.
Увеличился рынок добровольного страхования в Азербайджане

|
|
Российская газета, 5 марта 2025 г.
Страховку накликаем

|
|
Московский комсомолец, 5 марта 2025 г.
Право руля!

|
4 марта 2025 г.

|
|
Омск-Информ, 4 марта 2025 г.
Страховщики выплатили омским аграриям почти 80 млн рублей за гибель урожая

|
|
Office life, Минск, 4 марта 2025 г.
В январе в Беларуси доля взносов по добровольному страхованию достигла почти 80%

|
|
Inbusiness.kz, 4 марта 2025 г.
За что и сколько заплатили казахстанцам страховые компании?

|
|
Авторадио, 4 марта 2025 г.
Для электросамокатов предложили ввести аналог ОСАГО

|
|
ПРАЙМ, 4 марта 2025 г.
«АльфаСтрахование» выплатила возмещение за разбившийся в Актау самолет AZAL

|
|
Комсомольская правда, 4 марта 2025 г.
Стало мне тревожно что-то, застрахую я енота

|
|
ЯСИА (Якутское-Саха Информационное Агентство), 4 марта 2025 г.
Якутянам рекомендуют страховать имущество от пожаров и паводков

|
|
РЕН-ТВ, 4 марта 2025 г.
Компенсация за услуги: родные погибших россиян пожаловались на иски от страховой

|
|
Газета.Ru, 4 марта 2025 г.
Geely, Chery, Haval: вскрылась уязвимость китайских автомобилей перед угонщиками

|
|
ТАСС, 4 марта 2025 г.
В ВСС назвали важным решение вопроса о госрегистрации электросамокатов

|
|
Правда УРФО, Екатеринбург, 4 марта 2025 г.
Власти ХМАО намерены потратить на страхование имущества 82 миллиона

|
|
Казахстанский портал о страховании, 4 марта 2025 г.
Страховщики добились прогресса после наводнений в Австралии, но предстоит сделать еще больше

|
Остальные материалы за 4 марта 2025 г. |
Самое главное
Найти
: по изданию
, по теме
, за период
Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|